Форум » » Город без машин » Ответить

Город без машин

Lenin2917: Сегодня словосочетание "общественный транспорт" вызывает у многих отрицательную реакцию. В нашей стране сложился его стереотип как негативного, худшего. А индивидуальный автомобиль ассоциировался с лучшим, высококачественным видом транспорта. Сегодня автомобиль доступен практически каждому: подержанную машину на ходу можно приобрести за 300-350$. В ситуации, когда у каждого из нас появился выбор, хочется провести сравнение качеств общественного и индивидуального транспорта - как для гражданина, так и для общества. К сожалению, достоинства общественного транспорта совершенно забыты, что и неудивительно: никто не задумывается о пользе воздуха, пока он есть, о его жизненной необходимости вспоминают только тогда, когда его начинает не хватать. Мы предлагаем ознакомиться с объективными данными, свидетельствующими о преимуществах общественного транспорта в сфере городских перевозок. Быстрая окупаемость. Стоимость поездки складывается из эксплуатационных расходов и амортизации. Эксплуатационные расходы включают топливо, ремонтные работы, заработок водителя и персонала транспортной компании. Амортизационные затраты - это стоимость оборудования, распределённая по времени эксплуатации до полного износа. Для транспортных средств эти показатели, с некоторым допущением, вычисляются на километр пробега. Первая основа общественного транспорта: интенсивная эксплуатация средства транспорта и, как следствие - высокая окупаемость по сравнению с частным транспортным средством, простаивающим в гараже. Экономичность. Большую часть своих преимуществ общественный транспорт получил тогда, когда стал многоместным. На любом многоместном общественном транспорте эксплуатационные и амортизационные затраты крайне мало растут при увеличении числа пассажиров от нуля до нормативного предела. С некоторым приближением затраты на пробег 1 километра делятся поровну между всеми пассажирами. Выходит, чем больше пассажиров - тем меньше затраты. И здесь частный автомобиль вновь проигрывает общественному транспорту. Возьмём, скажем, полупустой автобус ЛИАЗ-677 (40 пассажиров, расход топлива - 40 л / 100 км) и легковой автомобиль (2 пассажира, расход - 8 л / 100 км). Простой расчёт показывает, что пассажир автобуса оплачивает 40 / 40 = 1 литр бензина на 100 км, в то время как частник и его пассажир - 8 / 2 = 4 литра на 100 км. Точно так же прочие эксплуатационные и амортизационные расходы возрастают многократно на индивидуальном транспорте. Мы получаем, что при практически равном комфорте поездки индивидуальный транспорт обходится пассажиру во много раз дороже, чем общественный. Таким образом, второй основной принцип общественного транспорта заключается в разделении ресурсов и максимально эффективном их использовании. На этом принципе построены и остальные преимущества общественного транспорта перед частным. Нужна ли парковка? Сегодня настоящим бедствием для городов является отвод драгоценной городской земли для хранения транспортных средств. Общественный транспорт решает эту проблему полностью. Даже такси, в наименьшей степени обладающее преимуществами общественного транспорта, совершенно не нуждается в парковке: ведь большую часть дня машина возит пассажиров, а не стоит! Практически, всё, в чем нуждается автомобиль такси - это таксомоторный парк и весьма малое количество стояночных мест там, где такси наиболее востребовано - на вокзалах, у конечных станций метро. При этом в таксомоторном парке для автомобиля отводится оптимальная площадь, а мойка и ремонтные цеха используются с максимальной эффективностью (вплоть до круглосуточной работы). Машиноместа, соответствующие хранению и обслуживанию автомобилей в таксопарке, находятся на самой дешёвой в городе земле, примыкающей, как правило, к городским свалкам, промзонам или автострадам, территории, на которой невозможно строительство жилья или торговых объектов. Сравните это с 3-4 стояночными местами, требуемыми частным автомобилем в самых оживлённых местах - гараж, стоянка под окном, стоянка у работы, у магазина, у кинотеатра и у всех общественных заведений, то есть - расположенная на самой ценной в городе земле. Очень важно отметить, что сам автомобиль такси в течение дня используется в десятки раз эффективнее, чем любой частный автомобиль, так как перевозит не только владельца и его семью, а производит десятки рейсов. Таким образом, 1 таксомотор позволяет отказаться от 30-40 парковочных мест в городе. Ещё большая эффективность достигается при использовании многоместных общественных экипажей. Все преимущества, свойственные такси, здесь сохраняются. Каждый автобус экономит городу 100 стояночных мест - даже если учесть только стоянки возле мест приложения труда! Если же пассажиры автобуса полностью отказались от использования частного транспорта в городе в пользу общественного, то 2 рейса (всего два рейса из десятка, совершаемых в день!) 100-местного автобуса (на работу и с работы) позволяет ликвидировать целую "автомобильную стоянку", освободив в городе 300-400 машиномест. Компактность. Нередко можно услышать высказывания в том плане, что автобусы и троллейбусы "громоздки" и "неповоротливы". Тем не менее, именно они обеспечивают наиболее компактную перевозку пассажиров, многократно сокращая дорожное пространство в расчёте на одного пассажира. Индивидуальный же транспорт с точки зрения компактности перевозки пассажиров обеспечивает самые худшие показатели. А отсутствие компактности - залог образования автомобильных пробок: на равное число пассажиров требуется во много раз больше дорожного полотна. Поскольку ширина одной полосы для транспорта фиксирована и задана стандартами, существенной с точки зрения дорожного пространства является протяжённость полосы, занимаемой транспортным средством. Кроме физической протяжённости автомобиля необходимо учитывать минимальную дистанцию, необходимую для безопасной езды с заданной скоростью: при возникновении внезапных препятствий (допустим, аварийной ситуации впереди на дороге) эта дистанция должна позволить произвести безаварийную остановку. В среднем транспортном потоке на 1 автомобиль приходится не более 1-2 пассажиров. Таким образом, каждые 1-2 пассажира индивидуального автомобиля требуют пространства не только для себя, но и для багажника, капота, пустых мест в салоне, а также дистанции перед автомобилем. В то же время пассажир автобуса требует места только для себя, все остальные накладные расходы пространства делятся между всеми пассажирами автобуса. Стоит учесть при этом, что багажные отсеки и двигатель размещаются, как правило, под кузовом автобуса или троллейбуса, так что дополнительное пространство требуется только для дистанции (которая практически не отличается от дистанции для легкового автомобиля). Специалисты подсчитали соотношение, в котором находятся удельные затраты дорожной полосы в расчёте на одного пассажира. Если принять удельный расход протяжённости дороги на одного пассажира трамвая за 1, то для троллейбуса эта величина составляет 1.2, для автобуса - 1.3, а для пассажира легкового автомобиля - 10. Таким образом, пассажир легкового автомобиля занимает на дороге в десять раз больше места, чем пассажир трамвая. Экологичность. Всё по тем же причинам снижения удельных накладных расходов, даже при передвижении на автобусе на одного пассажира расходуется меньше топлива. Вспомним вышеуказанный пример сравнения "прожорливого" ЛИАЗ-677 (40 л / 100 км) и сравнительно экономичной "Лады" (8 л/100 км): при обеспечении всех пассажиров сидячими местами на одного пассажира "Лады" уходит в 4 раза больше топлива, следовательно, во столько же раз больше образуется ядовитых веществ, загрязняющих атмосферу. Нам скажут: двигатель автобуса грязнее. Во-первых, расход топлива у одного автобуса больше, потому его выхлопная труба сама по себе выпускает в 5-10 раз больше газов, чем труба одного легкового автомобиля (так же как и труба океанского лайнера даёт больше загрязнений, чем труба моторной лодки). Но, поскольку для перевозки того же числа пассажиров автобусом требуется в 50-200 раз меньше выхлопных труб, загрязнение на одного пассажира автобусом получается в 4-5 раз ниже, чем автомобилем. Кроме того, необходимо меньше фильтров, проще контроль за их установкой и обслуживанием. Нельзя забывать и про экологически чистый транспорт - метрополитен, трамвай, троллейбус, а также велосипед. Эти виды транспорта полностью исключают загрязнение атмосферы наших улиц. Но наиболее существенным вкладом общественного транспорта в экологию города является ликвидация автомобильных пробок. Вспомним, что именно повышенные выхлопы, неизменно сопутствующие автомобильным пробкам, являются наиболее тяжёлым вкладом автомобиля в ухудшение экосферы. Суммарный эффект от активного внедрения общественного транспорта может дать минимум десятикратное улучшение качества городского воздуха. Снижение аварийности. Сегодня права на вождение автомобиля может получить практически каждый. Все, кто сталкивались со сдачей экзамена в ГАИ, знают о возможности "покупки" прав без сдачи экзамена. Имея определённую сумму в кармане, права может получить любой, даже страдающий психическими расстройствами полуслепой. Но ведь и получивший права законным путём человек может взяться за руль в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических препаратов. Теперь каждый может представить, какому риску подвергаются все участники дорожного движения и пешеходы в любую минуту. Этот риск дополняется плохим техническим состоянием личных транспортных средств, контроль за которым оставляет желать лучшего. Работа общественного транспорта проходит под особым контролем. В данном случае за все чрезвычайные происшествия отвечает уже не только лично водитель, но и все его руководители вплоть до высшего руководства транспортной компании. Поэтому повышается ответственность и строгость проверок, как при найме работника, так и при каждом его выходе на линию. Обучение водителей общественного транспорта проходит по гораздо более жёсткой схеме, нежели граждан - вождению своих автомобилей. Но ещё важнее профессионализм, вырабатываемый уже в течение первого года работы. Хорошо отлаженное предприятие общественного транспорта не только не создаёт угрозы для других участников движения: в отдельных случаях водители автобусов, троллейбусов и трамваев предотвращали серьёзные транспортные происшествия. Заметим, что сами пассажиры многоместных общественных экипажей находятся в значительно большей безопасности, чем пассажиры легкового авто: прочный кузов, значительная масса и габариты оберегают пассажиров от травм и увечий. Комфорт. Сложно объяснить причины, по которым личный автомобиль стал символом комфорта, а общественный транспорт - напротив, эталоном аскетичной поездки. Может быть, дело в том, что некогда автомобиль был дорогостоящей игрушкой, а трамвай - наоборот, доступен всем? Так или иначе, сегодня этот тезис явно устарел и требует пересмотра. Смотрите сами, насколько проще с общественным транспортом: подошёл - и вошёл! Не сгибаясь, не кланяясь и не выворачиваясь наизнанку. Максимум - нажал кнопку открывания двери, как это происходит в некоторых западных странах. Двери за вами также закрываются автоматически. Что же до самой поездки, то и здесь общественный транспорт оказывается во многих случаях удобнее. Начать хотя бы с возможности использования времени поездки по собственному усмотрению: хочу - читаю, хочу - смотрю по сторонам, разговариваю, учу иностранный язык. Естественно, нормальные условия поездки не должны сопровождаться перегруженностью салона. Нормой должно стать обеспечение каждого пассажира сидячим местом. Скептики и сторонники автомобиля станут уповать на "свободу действий в моей машине". Что же, приходится возвращаться к тому, с чего начали: транспорт движется по общим дорогам, и выбирать спутников вы не в силах. Да, они отгорожены от Вас железом и стеклом. Но никто не мешает выехать на дорогу грязной, дымящей машине. Контроль за состоянием автомобилей? Но ведь точно такой же контроль можно организовать и за опрятностью пассажиров общественного транспорта. Вообще, это положение "за стеклом" собственной машины вызывает определённую распущенность, не сдержанность. Случаи, когда вам в метро демонстрировали неприличные жесты или материли, можно перечислить по пальцам. В то же время, на дорогах это можно наблюдать ежедневно. Да, имеется возможность курить - как и делать всё остальное, неприличное в общественном месте. Но ведь ни у кого не вызывает возмущения, что всё это недопустимо и на работе, в магазине, в театре. Попытка закрыться от остального мира - свидетельство нездоровой, уставшей психики. Вряд ли лучшие перспективы человечества ассоциируются с рассаживанием индивидуумов по стеклянным банкам, как подопытных тараканов. Общественный транспорт - это услуга. Человечество стремится к специализации: вместо неэффективного, непрофессионального труда "на все руки" приходит профессионализм. Многократно повышается производительность труда, а с ней - и благосостояние общества. Так почему же некоторые из нас упорно продолжают "возить себя сами" в то время, когда транспортные компании предоставляют профессиональные транспортные услуги? Ответ состоит из многих факторов: это и закоренелая, как сорняк, мысль об автомобиле, как символе престижа, и отсутствие внимания государства к должному уровню качества работы общественного транспорта. Наша задача - потребовать от государства выполнения его функций, в том числе и массовых перевозок населения, на должном, достойном уровне. В условиях, когда почти все пассажиры обеспечены сидячими местами, обеспечивается общественный порядок, движение происходит с большой скоростью и без заторов, уровень комфорта общественного транспорта превышает уровень комфорта индивидуального автомобиля. Решение проблемы перенасыщения города автомобилями. Решение проблемы автомобильных заторов - основная функция современного общественного транспорта. Мировая практика показывает, что общественный транспорт способен справиться с массовыми перевозками пассажиров при любых фактически возникающих пассажиропотоках. Единственное, что необходимо при этом обеспечить - стабильность работы, отсутствие помех движению. На улицах больших городов России мы видим сегодня нечто противоположное: ведомые американскими воззрениями 20-х годов (лозунг "всё для автомобиля"), власти полностью игнорируют необходимость создания приоритета для работы общественного транспорта. Таким образом, массовый транспорт не может выполнять своих функций, застревает в тех же пробках, и проблема не решается. Выход здесь может быть только один: создание выделенных полос для движения общественного транспорта. Какие-либо случайные заезды личного транспорта на эти полосы должны караться жесточайшим образом. В качестве примера мы можем привести Китай, который сегодня развивается чрезвычайно активно и ведет строительство автомагистралей темпами, заметно превышающими российские. Власти выделили жёлтые полосы - для движения только общественного транспорта, скорой, пожарных и дипломатических автомобилей. После третьего заезда на жёлтую полосу владелец личного автомобиля попросту выселяется из Пекина. Таким образом, на общественном транспорте удельные расходы на перевозку одного пассажира намного меньше. Выявленные свойства показывают, что применение общественного транспорта в крупных городах является необходимым условием качественного развития городской среды. Опыт развития демонстрирует, что развитие надёжного общественного транспорта, не подверженного автомобильным заторам, приводит к значительному облегчению транспортной проблемы, что в конечном итоге возрождает и оздоровляет город. Наше будущее – доступный общественный транспорт! Контрольный Выстрел № 74

Ответов - 1

Смысл: Уже с Лениным на цтс-ном форуме это обсудили, но конечно объективно... власть ничё не делает для простых людей... Можно и монорельс, и велосипедные дорожки... тока на х.. это надо...



полная версия страницы